Ласкаво прошу до віртуального кабінету
вчителя історії Одеського НВК № 13
Бедікян Надії Іванівни

Головна » Статті » Творча лабораторія » Впровадження ІКТ у викладання історії

Уроки-презентации без мультимедийного проектора

Уроки-презентации  коллег-историков  из  России видела  давно  и  восхищалась  ими.  А  вот  применить  подобное  на  своих  уроках  не  могла.  Ведь  для  этого надо  иметь  или  мультимедийный  проектор  или  интерактивную  доску.  А  у  меня  их  нет  и  вряд  ли  появятся  в  ближайшее  время.  Мой  класс  не  настолько  богат,  чтобы  обеспечить  такую  аппаратуру.

 Вот  и  решилась  купить  собственный  монитор  на  22  дюйма,  чтобы  сделаь  прорыв  на  своих  уроках.  Ведь  если  я  руководитель  творческой  группы  по  ИКТ  технологиям  в  учебном  процессе,  то  я  должна  их  применять,  чтобы  уже  не  голословно  призывать  к  этому  и  других  учителей.

  Монитор  имеет  размер  с  экран  телевизоров,  что  нынче  стоят  в  кабинетах. Но  он  способен  на  большее,  чем  телевизор.  Я  могу  показывать  не  только  документальные  фильмы,  которых  я  нашла  множество  в  том  же  инете,  но  и  демонстрировать  на  мониторе  и  уроки-презентации.  Правда,  чтобы  эти  презентации  нормально  воспринимались  детьми  даже  с  последней  парты,  мне  пришлось  значительно  изменить  размер  шрифта -  аж  до  44-60. 

  Первые  уроки-презентации,  которые  подготовила  на  1  сентября,  были  посвящены  темам  классного  часа -  то  есть  государственному  флагу  Украины  и  Дню  города.  Но  уже  эти  уроки  оказались  интересными,  понравились  и  детям  и  мне.  Я  нашла  немало  очень  интересных  иллюстраций,  фотографий,  неплохо  выбрала  дизайн  и  фон.  Помимо  слайдов  с  изображениями  шли  и  слайды  с  вопросами  и  заданиями.  И  это  тооже  понравилось  ученикам.

  Меня  это  подбодрило.  Я  отважилась  делать  презентации   и  к  урокам  по  истории,  хотя  ранее  думала,  что буду  делать  презентации  изредка,  например  к  урокам  по  изучению  культуры. Но  оказалось,  что  на  любую  тему  можно  найти  много  интересных  иллюстраций  и  фотографий  в  инете.  Или  можно  отсканировать  из  книг,  что  есть  у  меня  дома.

  Первыми  презентациями  непосредственно  к  урокам  были  посвящены  первобытным  людям (история  древнего  мира).  Такие  уроки  удались.  Я  стала  втягиваться  в  этот  процесс.  Потом  славно  получились  презентации  для  11  класса  по  теме  Второй  мировой  войны.  Тут  я  и  сканировала  и  находила  в  инете  множество  фотодокументов  и  карт. Кроме  того  презентации  дополнялись  документальными  фильмами.  Неплохо  пошли  презентации  по  истории  Украины  в  9  классе (особенно  та  тема,  которой  и  в  учебнике  нет -  о  второй  половине  18  века -  вытянула  за  счет  презентаций)  и  по  средним  векам  и  по  истории  Украины  в  7  классе.  Абсолютно  всем  параллелям  подобные  уроки  понравились.

  А  я  ведь  немного  переживаа  на  тот  счет,  что  такие  уроки  быстро  разонравятся  ученикам,  так  как  напрягают  лишь  их  зрительное  восприятие.  Но  все  зависит  от  того,  что  еще  кроме  иллюстраций  будет  на  слайдах  и  будет  ли  это  задействовать  и  их  мыслительную  деятельность.

  А  урок  начинается  с  темы.  Но  перед  изучением  можно  опросить  по  предыдущей  теме  или  задать  вопросы  актуализации,  чтобы  подготовить  к восприятию  новой  темы.  Все  эти  вопросы  блаодаря  эффектам  анимации  появляются  на  экране  постепенно.  И,  кстати,  визуализация  вопросов  на  экране  позволяет  им  лучше  понять  их  смысл,  чем  когда  они  только  слышат  вопрос.  Они  успевают  его  прочесть  до  того,  как  я  озвучила.  Или  вдумываются  в  него,  если  с  первого  раза  он  еще  не  понят  до  конца.

  В  начале  изучения  темы  на  одном  или  двух  слайдах  появляется  и  план  урока.  Его  записывать  не  прошу,  но  зато  ученики  уже  имеют  представление  о  том,  что  будет  на  уроке.

  Кроме  иллюстраций  детьми  с  интересом  и  большим  вниманием  воспринимаются  на  слайдах  даты,  статистические  данные (визуально  их  легче  сравнивать),  исторические  карты, новые  термины  и  понятия,  имена  исторических  личностей.  И  ученики  сами  торопятся  их  записать  в  тетрадь,  даже  если  не  просишь  их  об  этом.

  Главное,  что  учитель  уже  не  тратит  на  уроке  время  на  написание  темы  и  прочих  дат  и  имен  на  доске и  может  значительно  больше  представить  детям  информации  визуально. А  многие  ученики  11  класса  так  и  заявили,  что  визуально  они  воспринимают  информацию  лучше,  чем  на  слух.

  Удобно  с  помощью  слайдов  организовывать  и  работу  с  учебником,  раздаточным  материалом,  документами.  На  слайде  с  заголовком  "Задание"  я  указываю  и  страницы  или  название  текстов,  к  которым  они  должны  обратиться,  и  сразу  вопросы,  на  которые  они  должны  ответить.  Благодаря  презентациям  мы  вообще  стали  больше  успевать  проводить  различных  форм  работы.  Я  умудрилась  даже  исторические  диктанты  на  2  варианта  давать  с  помощью  слайдов.  Такой  диктант  на  10  вопросов  проходит  за  10  минут.  И  не  надо  трехкратно  повторять  каждый  вопрос.

  Здорово  прошли  и  презентации  по  Французской  революции  и  империи  Наполеона  в  9  классе.  Теперь  и  ученики  загорелись  желанием  делать  презентации.  И  есть  у  меня  на  параллелях  и  первые  ласточки. Так  в  моем  6-Д  уже  2  ученика  подготовили  собственные  презентации  по  темам  сообщений  или  рефератов. Еще  один  ученик  из  7-го  класса.  У  девятиклассника  и  учеников  11-го  класса  пока  возникли  некотоые  проблемы.

  Я  пытаюсь  нацелить  учеников  на  то,  чтобы  проекты,  которые  я  им  задаю,  они  готовили  в  форме  презентаций.  Для  этого  провожу  им  консультации после  уроков. Порой  достаточно  15  минут  и  меньше,  чтобы  дети  все  поняли. Они  очень быстро  схватывают  технологию,  так  как  с  работой  многих  программ  офисного  пакета  уже  знакомы.

  Нынче  на 19  октября  у  меня  уже  имеется  51  презентация  на  четыре  параллели (11, 9, 7 и 6-х  классов).  Правда минусом  этих  уроков  является  огромное время  на  их  подготовку.  Изначально  шло  6-7  часов  на  один  такой  урок-презентацию.  Теперь,  благодаря  использованию  шаблонов  и  доведя  некоторые  действия  чуть  ли  не  до  автоматизации,  время  подготовки  такого  урока  я  сократила  до  4-5  часов.  Но  если  этому  обучить  учеников,  то  можно  поручать  им  подготовку  какой-то  части  или  конкретного  вопроса  урока. Или  делать  уроки  обобщения  и  повторения  с  защитой  учениками  собственных  прзентаций (параллельно  с  рефератами -  все-таки  не  все  ученики  имеют  компьютеры  и  интернет).

 Вот таким  своим  опытом  я  готова  уже  поделиться  с  коллегами.

Категорія: Впровадження ІКТ у викладання історії | Добавил: Niki (19.10.2008)
Просмотров: 3601 | Рейтинг: 2.2/5