Ласкаво прошу до віртуального кабінету
вчителя історії Одеського НВК № 13
Бедікян Надії Іванівни

Головна » Статті » Самоосвіта » Особистісно-орієнтовне виховання

ВЕРИМ ЛИ МЫ В РЕБЕНКА!? ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ С ПОЗИЦИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (часть 1)

В последнее время нашу школу, да и все образование в целом, охватила очередная лихорадка, которая носит красивое название - "гуманизация". Правда, по моим наблюдениям, на этот раз болезнь протекает не так остро (предыдущие прививки революционных перестроек не прошли даром!). Призрак гуманизма бродит пока только в умах, а точнее в словах - в директивах, выступлениях, публикациях - и в реальном образовательном процессе практически не различим. По сути, подавляющее большинство педагогов продолжает заниматься тем же, чем они и занимались, называя это теперь новыми словами - "гуманизм", "личностный рост", "свобода"… На то есть много причин, одна из которых - весьма своеобразное понимание того, что стоит за этими словами. Но и само это понимание, в свою очередь, не случайно и имеет свои причины. Мой опыт работы с психологами и учителями подтверждает умозрительную гипотезу: отношение человека к той или иной психологической теории, выбор "своей" и ее толкование - это своего рода проективный тест, результаты которого мало говорят о концепциях (об их истинности, жизненности и т.д.), но зато очень много - о самом выбирающем человеке; и прежде всего, о тех глубинных (и не всегда ясно осознаваемых) установках, лежащих за (или точнее - перед) его концептуальными предпочтениями.

В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество (подчеркнуто мною - СБ.). Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием.

Отсутствие доверия породит соответствующие представления" (цит. по: Хорни К.,1993, с.235). Из этого, в частности, следует, что в любой концепции кроме привычно выделяемых теоретической и практической составляющих всегда имеется (но не всегда осознается и заявляется) еще одна - ценностная составляющая. Именно это аксиоматическое кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений.

Если приложить этот критерий веры/неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы -неравные): доверяющих человеческой природе (т.е. - гуманистически ориентированных) и недоверяющих. Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести следующее подразделение:

а) в группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная - асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; а есть более мягкая, в соответствии с которой у

человека природной сущности как бы и нет, и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком "сущность";

б) в группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, - эту позицию можно назвать условно-позитивной.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой сущностью, чтобы человек стал "лучше", как его правильно развивать, воспитывать - этим, естественно, озабочены все психологи, но сами эти "правильно" и "лучше" понимаются весьма различно. Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом: если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и "вложить" в человека (причем в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые "интересы общества"); если она позитивная - ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

Таким образом, более развернутая типология базисных имплицитных установок в мире психологических концепций может быть представлена следующим образом:
 
базисная установка
взгляд на природу человека
смысл воспитания
основные представители
неверие в человека
изначально-негативная пассивно-нейтральная
исправление, компенсация формирование, коррекция
классический фрейдизм, бихевиоризм, НЛП, большинство подходов в советской психологии
вера в человека
безусловно-позитивная
помощь в актуализации
концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу
 
условно-позитивная 
помощь в выборе
экзистенциальный подход Виктора Франкла, Джеймса Бюджентала

Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на мой взгляд, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.

А самое главное: становится очевидным, что в психологии и педагогике профессиональное самоопределение предопределяется фундаментальными жизненными установками, т.е. - личностным самоопределением. Спор между концепциями, вытекающими из разных базовых установок, как правило, заканчивается безрезультатно потому, что сталкиваются аксиоматические положения, по сути дела, - разные веры. А вера, как известно, мало восприимчива к аргументам в дискуссии, и обращается с фактами как магнит с предметами, притягивая только "свое"…

Но эта проблема имеет еще одну сторону - прямо противоположную. Я имею в виду усилившуюся в последнее время тенденцию к объединению разных психологических подходов. Сама по себе эта тенденция - одна из важнейших перспективных линий развития психологии. Однако такое объединение - сложный, немеханический процесс, который сегодня, на мой взгляд, - больше желаемое, чем действительное. И прежде всего потому, что не найдены общие основания, полноценно интегрирующие все разнообразие мира психологии. Тот факт, что кто-то (например, такие "инженеры от психологии", как создатели НЛП и их поклонники) не видит принципиальных различий психологических концепций - различий в базисных установках, в методологических основаниях, в ценностях и смыслах, - но зато "открывает" некие сходства и аналогии в словах и процедурах, - это еще недостаточное основание валить все в кучу, называя это "синтезом", "интегрированием", "метанавыками" и т.п. (или, что чаще, никак не называя, а просто игнорируя концептуальные различия и демонстрируя поразительную всеядность). Сегодня реальный путь, позволяющий избежать Сциллу и Харибду догматизма и бессмысленного эклектизма, заключается, по-моему, в признании плюрализма и конструктивного "альтернативизма" и возможности полноценного синтеза прежде всего в границах одной базисной установки. Сила современной психологии не в монолитном единстве, а наоборот - в многообразии мира психологии и возможности осознанного самоопределения в нем.

Я постараюсь избежать как непродуктивного противопоставления взглядов, так и их иллюзорного синтеза, и в дальнейшем ограничусь рассмотрением проблем развития ребенка и его личностного становления, исходя из гуманистических позиций - т.е. позиции веры в ребенка и отстаивания его интересов.

Что же такое личность и личностный рост с точки зрения гуманистической психологии? Отвечая на этот вопрос, будем иметь в виду, что одна из отличительных особенностей этого направления в психологии - отсутствие жесткой концептуальной схемы, строгих дефиниций и однозначных толкований. Это объясняется тем, что его  • представители хорошо осознают: четкая и завершенная теория не только не соответствует сложному, противоречивому, непостижимому в своих глубинах и изменчивому миру человеческой реальности, но и опасна для него, провоцируя стремление "внедрить в   ; жизнь" такие понятные и правильные идеи… Психологи этого направления признают неисчерпаемость тайны человека, относительность и априорную неполноту наших представлений о нем и не претендуют на завершенность теории.

С учетом этой особенности попробую все же дать краткое описание личности и личностного роста с позиций гуманистической психологии, опираясь прежде всего на личностно-центрированный подход К.Роджерса. Выбор именно этого подхода не случаен и определяется тем, что, во-первых, это одна из самых фундаментальных, развернутых и красивых концепций; во-вторых, в ней особое внимание уделено развитию ребенка и педагогическим проблемам; в-третьих, теория Роджерса основывается на огромном практическом опыте и проверена в многочисленных эмпирических исследованиях (см. Роджерс, 1993; The Саг1 Rogers reader, 1989 и др.)



Источник: http://nkozlov.ru/library/psychology/d1958/#_ftn1
Категорія: Особистісно-орієнтовне виховання | Добавил: teacher-site-25 (09.02.2008) | Автор: С. Братченко
Просмотров: 619 | Рейтинг: 0.0/0