Ласкаво прошу до віртуального кабінету
вчителя історії Одеського НВК № 13
Бедікян Надії Іванівни

Головна » Статті » Методичний розділ » Концепція школьної історичної освіти

О проекте "Концепції викладання історії України в школі" Н. Яковенко
  Проект  и  программы  готовил  коллектив  специалистов  во  главе  с Натальей  Яковенко - доктором  исторических  наук,  профессором, заведующей  кафедры  истории  НаУКМА  (Киево-Могилянской  академии).
  Уже  во  вступлении  к  концепции  говорилось,  что  в  современных  условиях  система  образования  должна  готовить  человека  критически  мыслящего  и  обрабатывающего  информацию, способного  реализовать  себя  в  поликультурном  и  многоэтничном  окружении,  уважающего  общечеловеческие  ценности.  Отсюда  вытекают  следующие  цели  исторического  образования  данной  концепции:
  • формирование  свободной  личности...
  • формирование  посредством  истории  гражданского  сознания,  ориентированного  как  на  патриотическое  чувство  принадлежности  к  своей  стране,  так  и на  демократические  приоритеты  и  согласие  в  обществе;
  • привитие  толерантности  и  уважения  к  различным  взглядам,  религиям,  обычаям, культурам, умения  находить  согласие  с  людьми  ради  достижения  общественно  значимых  целей. 
  Реализацию  данных  целей  видят  как  через  накопление  знаний  о  событиях,  явлениях  и  процессах,  так  и  через  овладение  умственными  действиями,  необходимыми  для  понимания  прошлого, осознания  настоящего  и  прогнозирования  будущего,  то  есть  предполагается  развитие  логического,  критического,  творческого  и  эмпатийного   мышления.  Уже  само  то,  что  делается  упор  и  на  развитие  мышления,  особенно  критического  и  творческого,  а  не  только  накопления  знаний,  концепция  становится  приемлемой  для  меня.
   Показателем  уровня  исторического  образования  назвали  компетентность,  которая,  по  мнению  авторов  проекта,  включает:
  • хронологическую  компетентность  (ориентация  в  историческом  времени);
  • пространственную  (ориентация  в  историческом  пространстве);
  • информационную (умение  работать с  историческими  источниками);
  • логическую (умения  использовать  теоретические  понятия  для  анализа и  объяснения  исторических  событий, явлений, умение  сравнивать  разные  интерпретации  этих  событий  и  явлений);
  • аксиологическую (умение  формулировать  оценку  исторический  событий, явлений, личностей.
  В  данном  случае  прослеживается  компетентностный  подход  в  концепции,  что  я также  одобряю.
  Основным  принципами  исторического  образования  как  педагогического  процесса  называют:
  • личностно-ориентированный  подход;
  • компетентностный;
  • деятельностный;
  • комплексный.
  В  то  же  время  и  представлены  принципы  для  рассмотрения  исторического  образования,   как  опирающегося  на  достижения  исторической  и  педагогической  науки:  общенаучный  подход,  конкретно-исторический, альтернативно-проблемный, генерализирующий, системный,  аксиологический  (ценностный),  поликультурный,  светский  подходы.  Последние  два  особо  радуют,  особенно  в  связи  с  распространением  в  России  уже  далеко  не  светского  подхода  к  образованию.  Надеюсь,  что  в  школах  Украины  не  произойдет,  хотя  тенденция  намечается.
  Общими  положениями  обновления  содержания  школьных  курсов  истории  Украины, согласно  проекту  концепции,  должен служить  принцип  антропологизации  (очеловечивания)  прошлого.  Меняется  также  и  тот  прежний  подход  в  учебниках  истории  Украины,  когда  украинская  нация  изображалась  как  обиженная  нация-жертва,  на  подход,  способствующий  позитивному  восприятию и  самооценки своей  нации.  Также  большое  внимание  уделяется  територриальному  принципу  в  формировании  курсов,  то  есть  о  територии  современной  Украины,  где  издавна  плечо  об  плечо  с  украинцами  проживали  и  другие  этносы.  Поэтому  идет  более  четкое  разграничение  понятий  этнос  и  нация,  где  последняя  понимается  как  целостность  нового  типа, консолидированная  из  этноса/этносов  на  основе  гражданского  патриотизма  и  осознания  своей  причастности  к  общей  родине.  На  мой  взгляд  это  очень  ценный  для  курсов  истории  подход  (принцип)  для  изложения  его  содержания.  В  учебниках  истории  Украины  собираются  также  представить  все  многообразие  религий  и  конфессий, что  имеются  в  стране.
  Антропологический  подход  предполагает,  что  лейтмотивом  изложения  содержания  в  учебниках  будет  изображения  конкретных  проявлений  общества,  а  не  государства,  то  есть  планируется  отход  от  изложения  истории  в  духе  милитаристко-политической  истории  к  изложению  различных поведенческих  линий  людей,  социальных  групп  и  т.д.  В  связи  с  этим  больше  будет  уделяться  внимание  изложению  социальной  истории,  истории  повседневности  и истории  культуры.  Данный  подход  также  понравился,  так  как  я  сама  сторонник  того,  чтобы  преподавать  историю  не  только  политическую,  но  как  социологию,  что  учила  бы  детей  разбираться  в  социальных  проблемах,  как  историю  культуры,  а  также  как историю  повседневности,  чтобы  ученики  могли  ощутить  дух  изучаемой  эпохи,  словно  с  помощью  машины  времени  окунуться  в  прошлое.
  Еще  один  принцип  указан  в  качестве  основополагающего  для  содержания  курса -  рассмотрение  истории  Украины  как  неразрывно  связанной  с  Европой  территорией,  для  которой  были  характерны  почти  все  процессы,  происходящие  в  общеевропейской  истории.
  Очень  понравился  в  данной  концепции  подход  к  оформлению  учебника.  Каждая  тема  будет  (параграф)  будет  представлена  двумя  колонками (столбцами)  или  на  развороте, где   в  первой  части (колонке, странице)  будет  лаконично  изложенный  без  директивных  оценок  авторский  текст,  а  во  второй (в  правой  части) -  отрывки  из  исторических  источников  для  иллюстрирования  рассказа,  объяснения  терминов, рисунки,  схемы  и т.п.  Правда,  сомневаюсь, что  левая  часть  будет  лаконичной  (авторское  изложение),  если  все  схемы, карты, рисунки,  вместе  с  источниками  и  объяснением  понятий   будут  с  правой  стороны.
  Интересной  и  приемлемой  считаю  предложенную  структуру  последовательности  тем  в  учебинке  (и  параграфов  в  больших  темах). А  предлагается  авторами  проекта  концепции  следующее:
  1. Человек  и  пространство (географическое  положение, численность  и  состав населения, демографические  процессы  и  т.п.).
  2. Человек  в  обществе (социальные  группы,  общественная  и  гражданская  жизнь,экономика,  политические  позиции  и  т.д.).
  3. Человек  и  власть (властные  структуры,  их  типы  и  полномочия).
  4. Человек  и  мир  представлений  и  идей  соответствующего  времени.
  5. Человек  в  культуре (образовательной,  искусствоведческой,  повседневной).
  Четко  представить данную  структуру  можно,  рассмотрев программы  для  конкретных  классов. Получается,  что  на  политическую  историю,  которой  посвящено  множество  параграфов  нынешних учебников (не  все),  будет  выделено 1-2  параграфа  из  6-8,  выделенных  на  всю  тему.  Это  дает  больше  возможностей  для  учителя  использовать  самые  разнообразные  формы  и  методы  работы  с  детьми,  в  том числе  и  метод  проектов,  дебаты,  метод  портфолио,  ролевые  игры  и  прочие  так  сказать  нетрадиционные  уроки.
  Если  посмотреть  на  структуру  курса  по  хронологии  и  классам,  то  хронологические  рамки  для  каждой  параллели  не  изменены (идут  согласно  программ  для  12-летней  школы).  Но  изменен  подход  к  изложению (содержанию).  Правда,  более  всего  изменилась  программа  5-го  класса. Это  стал  курс   введения  во  всеобщую  историю (и  всемирную  и  историю  Украины).  Совсем не  изменилась  программа  6-го  класса,  так  как  там  уроки  истории  Украины  интегрированы  в  курс  всемирной  истории.  А  программы  7-12  классов  изменены  именно  по  изложению  содержания  учебников  (структура  курса  и  тем).
  Программы  даются  далее  в  концепции,  так  что  все  можно  реально  увидеть.
   В  целом,  после  первого  ознакомления,  концепция и программа  оставила  хорошее  впечатление.  Есть  готовность  и  желание  по  таким  программам  работать.  Только  вот  вряд  ли  уже  к  этому  учебному  году  будут  готовы  учебники  под  данную  концепцию.
  Да  и  пока  неизвестно,  примет  ли  Д.Табачник  данную  программу  целиком,  без  изменений.  В  мае  2010  года  проходил  круглый  стол  по  обсуждению  и  данной  концепции  и  вопроса -  каким  должен  быть  учебник  истории  Украины. Так  вот  там  специалисты  не  пришли  к  единому  мнению.  Возможно,  что  провозгласят  конкурс  концепций,  как  это  уже  было  накануне  принятия  программ  для  12-летней  школы.  Уже  то,  что  мы  возвращаемя  к  11-летнему  образованию,  заставит  пересмотреть  проект  данных  программ.
 

Категорія: Концепція школьної історичної освіти | Добавил: teacher-site-25 (02.08.2010)
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0