Ласкаво прошу до віртуального кабінету
вчителя історії Одеського НВК № 13
Бедікян Надії Іванівни
Головна » Статті » Методичний розділ » Концепція школьної історичної освіти |
О проекте "Концепції викладання історії України в школі" Н. Яковенко
Проект и программы готовил коллектив специалистов во главе с Натальей Яковенко - доктором исторических наук, профессором, заведующей кафедры истории НаУКМА (Киево-Могилянской академии). Уже во вступлении к концепции говорилось, что в современных условиях система образования должна готовить человека критически мыслящего и обрабатывающего информацию, способного реализовать себя в поликультурном и многоэтничном окружении, уважающего общечеловеческие ценности. Отсюда вытекают следующие цели исторического образования данной концепции:
Показателем уровня исторического образования назвали компетентность, которая, по мнению авторов проекта, включает:
Основным принципами исторического образования как педагогического процесса называют:
В то же время и представлены принципы для рассмотрения исторического образования, как опирающегося на достижения исторической и педагогической науки: общенаучный подход, конкретно-исторический, альтернативно-проблемный, генерализирующий, системный, аксиологический (ценностный), поликультурный, светский подходы. Последние два особо радуют, особенно в связи с распространением в России уже далеко не светского подхода к образованию. Надеюсь, что в школах Украины не произойдет, хотя тенденция намечается. Общими положениями обновления содержания школьных курсов истории Украины, согласно проекту концепции, должен служить принцип антропологизации (очеловечивания) прошлого. Меняется также и тот прежний подход в учебниках истории Украины, когда украинская нация изображалась как обиженная нация-жертва, на подход, способствующий позитивному восприятию и самооценки своей нации. Также большое внимание уделяется територриальному принципу в формировании курсов, то есть о територии современной Украины, где издавна плечо об плечо с украинцами проживали и другие этносы. Поэтому идет более четкое разграничение понятий этнос и нация, где последняя понимается как целостность нового типа, консолидированная из этноса/этносов на основе гражданского патриотизма и осознания своей причастности к общей родине. На мой взгляд это очень ценный для курсов истории подход (принцип) для изложения его содержания. В учебниках истории Украины собираются также представить все многообразие религий и конфессий, что имеются в стране. Антропологический подход предполагает, что лейтмотивом изложения содержания в учебниках будет изображения конкретных проявлений общества, а не государства, то есть планируется отход от изложения истории в духе милитаристко-политической истории к изложению различных поведенческих линий людей, социальных групп и т.д. В связи с этим больше будет уделяться внимание изложению социальной истории, истории повседневности и истории культуры. Данный подход также понравился, так как я сама сторонник того, чтобы преподавать историю не только политическую, но как социологию, что учила бы детей разбираться в социальных проблемах, как историю культуры, а также как историю повседневности, чтобы ученики могли ощутить дух изучаемой эпохи, словно с помощью машины времени окунуться в прошлое. Еще один принцип указан в качестве основополагающего для содержания курса - рассмотрение истории Украины как неразрывно связанной с Европой территорией, для которой были характерны почти все процессы, происходящие в общеевропейской истории. Очень понравился в данной концепции подход к оформлению учебника. Каждая тема будет (параграф) будет представлена двумя колонками (столбцами) или на развороте, где в первой части (колонке, странице) будет лаконично изложенный без директивных оценок авторский текст, а во второй (в правой части) - отрывки из исторических источников для иллюстрирования рассказа, объяснения терминов, рисунки, схемы и т.п. Правда, сомневаюсь, что левая часть будет лаконичной (авторское изложение), если все схемы, карты, рисунки, вместе с источниками и объяснением понятий будут с правой стороны. Интересной и приемлемой считаю предложенную структуру последовательности тем в учебинке (и параграфов в больших темах). А предлагается авторами проекта концепции следующее:
Если посмотреть на структуру курса по хронологии и классам, то хронологические рамки для каждой параллели не изменены (идут согласно программ для 12-летней школы). Но изменен подход к изложению (содержанию). Правда, более всего изменилась программа 5-го класса. Это стал курс введения во всеобщую историю (и всемирную и историю Украины). Совсем не изменилась программа 6-го класса, так как там уроки истории Украины интегрированы в курс всемирной истории. А программы 7-12 классов изменены именно по изложению содержания учебников (структура курса и тем). Программы даются далее в концепции, так что все можно реально увидеть. В целом, после первого ознакомления, концепция и программа оставила хорошее впечатление. Есть готовность и желание по таким программам работать. Только вот вряд ли уже к этому учебному году будут готовы учебники под данную концепцию. Да и пока неизвестно, примет ли Д.Табачник данную программу целиком, без изменений. В мае 2010 года проходил круглый стол по обсуждению и данной концепции и вопроса - каким должен быть учебник истории Украины. Так вот там специалисты не пришли к единому мнению. Возможно, что провозгласят конкурс концепций, как это уже было накануне принятия программ для 12-летней школы. Уже то, что мы возвращаемя к 11-летнему образованию, заставит пересмотреть проект данных программ. | |
Просмотров: 1094 | |