Ласкаво прошу до віртуального кабінету
вчителя історії Одеського НВК № 13
Бедікян Надії Іванівни

Головна » Статті » Методичний розділ » Інноваційні технології

Современные подходы и технологии в образовании
  В  презентации  Белогрудовой  В.П.  "Современные  подходы  и  образовательные  технологии"   с  первых  же  слайдов  идет  объяснение  ключевых  понятий:  парадигма,  система,  подход,  технология.  Для  этого  приводятся  различные  встречаемые  в  методической  литературе  объяснения  этих  терминов. 
   Парадигма  понимается  как  ведущая  концептуальная  идея,  определяющая  направление  и  характер  дальнейших  преобразований. 
Ссылаясь  на  Е.А. Ямбурга  автор  презентации  указывает  на  наличие  4-х  педагогических  парадигм  на  современном  этапе:
  • когнитивно-информационной (знаниевой);
  • личностной;
  • культурологической;
  • компетентностной .
  Предлагается  гармонично  использовать  указанные  парадигмы  в  различных  иерархических  последовательностях  на  разных  этапах  обучения.  Например,  в  начальной  школе  исходить  изначально  из  личностной  и  когнитивно-информационной,  не забывая  о  культурологической  и  компетентностной, в  основной  школе - культурологической,когнитивно-информационной,  личностной  и компетенстностной,  а  в  старшей  школе   ведущими  становятся  компетенстностная  и  культурологическая  парадигмы,  а  на  второй  план  идут  когнитивно-информационная  и  личностная.  С  иерархическим  использованием  парадигм  в  начальной  школе  я  почти  согласна,  но  вот  в  основной  и  старшей  предложенный  порядок  меня  смущает.  Я  бы  их  изменила:  для  основной - компетентностный,  когнитивно-информационный,  культурологический  и  личностный  (последние  почти  на  одном  уровне),  а  для  старшей -  компетентностный, личностный,  культурологический,  когнитивно-информационный.  Все-таки  в  старшей  школе  очень  активно  идет  личностный  рост,  профилизация  школы,  опирающаяся  на  личные  устремления  учащихсяА  компетентностную  парадигму  считаю  для  основной  и  старшей  школы  более  важными.
  В  презентации  приводится  лишь  определение  понятия  система, но  не  указываются  имеющиеся  на  сегодня  образовательные  системы. Так,  например, из  трудов  других  методистов  (К. Баханова)  я  знаю,  что  называют  как  бы  две  группы:  традиционную  систему  и  инновационные  системы  (последних  имеется  несколько).  Вообще,  насколько  я  поняла,  в  методике  до  сих  пор  четко  не  выделено  различие  между  понятиями  "система"  и  "технология".  Иногда  разными  терминами  называются  одни  и  те  же  явления.  В  самом  упрощенном  понимании,  система -  это  совокупность  множества  элементов,  которые  вместе  составляют  единое  целое.  Но  вот  состав  этих  элементов  слишком  различается  у  большинства  исследователей.
  Далее  в  презентации  говорится  о  подходах. Определений  этого  понятия  дается  несколько,  простейший:  подход - это  исходная  концептуальная  позиция,  отталкиваясь  от  которой  исследователь  рассматривает  большинство  своих концептуальных  положений.
  Подходов  только  в  обучении  иностранным  языкам  называется  уже  не  менее 8:
  • личностно-ориентированный;
  • личностно-деятельный;
  • компетентностный;
  • интерактивный;
  • целостный;
  • проблемный;
  • коммуникативный;
  • когнитивный;
  • ...
  Более  подробно  Белогрудова  В,П,  рассматривает  в  своей  презентации  первые  5  подходов: на  личностно-ориентированный  подход   идет  более  20  слайдов,  на  личностно-деятельностный - 16,  на  компетентностный -  26, на  целостный - 13,  интерактивный - 8.
  Далее  автором  рассматриваются  лишь  отдельные  образовательные  технологии  (ТРКМЧП,ТМИ),  хотя  также называются  и  метод  проектов,  технология  развивающего  обучения, ИКТ,  портфолио, обучение  в  сотрудничестве.
  С  ТРКМЧП  (Технология  развития  критического  мышления  через  чтение  и  письмо)  я  знакома  с  2002  года,  когда  случайно  попала  на  данный  семинар.  Из  этой  технологии  сама  многое  пыталась  применять.  Но, увы,  не  все  применимо  на  наших  уроках  с  перегруженной  информацией  программой. С  ТМИ (теорией  множественного  интеллекта)  как  технологией  не  знакома.  Остальные  технологии  на  протяжении  последних  7  лет  изучала,  кое-что  пыталась  использовать,  но  не  так  настойчиво.
  После  ознакомления  с  презентацией  В.П.  Белогрудовой  мне  захотелось  восстановить  в  памяти  знания  о  названных  и  неназванных  технологиях  обучения,  чтобы  усовершенствовать  свою  деятельность  на  уроках.  И  я  отыскала  дома  работу  К. Баханова "Інноваційні  системи, технології  та  моделі  навчання  історії  в  школі"  и  начала  скурпулезно   рассматривать описанные  им  системы  и  технологии.  Но  об  этом  в  следующей  статье.
  

  

Категорія: Інноваційні технології | Добавил: teacher-site-25 (02.08.2010)
Просмотров: 2449 | Рейтинг: 0.0/0