Ласкаво прошу до віртуального кабінету
вчителя історії Одеського НВК № 13
Бедікян Надії Іванівни

Головна » Статті » Самоосвіта » Методика навчання

Современный урок истории
  Еще  летом  увлеклась  чтением  книжек  по  методике  преподавания. Перед  учебным  годом  еще  закупила  немало  книжек  по  методике.  Но  с  начала  учебного  года  из-за  текучки  и  суеты  возможности  читать  не  было.  Вчера,  благо  конец  недели  и  не  надо  готовить  уроки,  позволила  себе  почитать  методические  книжки.
  Более  всего  заинтересовала  книжка  "Сучасний  урок  історії"  В.Мисана.  Сразу  хочу  отметить,  что  читалась  она  легко,  с  увлечением,  можно  сказать  -  залпом. И  все  поднимаемые  автором  проблемы  были  для  меня  актуальными. Виктор  Мысан  хорошо  знаком  с  методической  литературой  советского  и  современного  периодов  и  показывает,  как  разные  проблемы  урока  истории  освещались  различными  авторами. 
  В  первом  разделе  он  предложил  свои  классификации  типов  и  видов (форм)  урока,  с  которыми  можно  согласится,  особенно  с  типологией  уроков.  Во  втором  разделе  поднял  проблему  хронометража  урока.  Она  и  меня  волнует.  Я  всегда  в  своих  планах-конспектах  делаю  таблицу  по  структуре  урока,  где  одна  колонка  отводится  хронометражу. И  уже  планируя  урок  дома  видишь,  как  катастрофически  не  хватает  времени  на  задуманное,  что  требуется  что-то  урезать,  от  чего-то  отказываться.  Зато  во  многочисленных  пособиях  с планами-конспектами  для  уроков  этой  проблеме  не уделяется  внимания.  Порой  перечисляется  столько  различных  форм  работы  на  уроке,  что  вообще  нереально  успеть  за  один  урок  в  45  минут.
  Что  касается  идей  автора  в  третьем  разделе,  где  говорится  о  составлении  планов-конспектов  к  уроку,  то  я  все  же  остаюсь  при  своем  мнении  о  том,  что  целесообразно  писать основные  понятия  и  основные  даты,  изучаемые  на  уроке,  в  первой  части  плана-конспекта,  до  изложения  хода  урока.  Сам  ход  урока  я  все  же  решила,  исходя  из  предложений  автора,  изменить,  но  частично. Возникло  желание  немножко  отредактировать  и  усовершенствовать  свой  бланк  для  планов-конспектов  отдельных  типов  урока  (комбинированного  и   по  усвоению  знаний).
  Четвертый  раздел  был  посвящен  проблеме  оценивания.  Я  согласна,  что  на  сегодня  это  существенная  проблема.  Но  не  во  всем  согласна  с  автором.  Тематические  я  ставлю  исходя  из  среднеарифметического  текущих  оценок,  и  считаю  этот  вариант  более  объективным,  чем  оценивание  только  по  контрольной  тематической  работе,  как  предлагалось  в  предыдущие  годы.  И  обосновать  такую  оценку  и  родителям  и  ученику  легче.  Виктора Мысана  все  же  среднеарифметическое  текущих  оценок  не  устраивает. Здесь  мы  расходимся  во  мнениях.  От  этого  раздела  и  поднятой  проблемы  я  ожидала  большего.  Предложенные  нам  табличные  критерии  оценивания  знаний  и  умений  учащихся,  даже  в  редакции  2008  года,  считаю  несовершенными. В  них  нет  учета  ни  возрастных  возможностей  и  сформированных  в  определенном  классе  умений,  и  данные  критерии  с  трудом  можно  соотнести  с  текущей  оценкой  на  уроке.  А  данная  проблема  не  оговаривается  вообще.
  В  пятом  разделе  освещались  вопросы  организации  самостоятельной  работы  на  уроке.  Приятно  было  слышать,  что  данная  работа  считается  важной  в  обучении  учеников.  В  реальности  наблюдается  либо  игнорирование  этой  формы работы,  либо  злоупотребление  ею.  В  первом  случае  учитель  берет  на  себя  всю  работу  по  ознакомлению  учащихся  с  новым  материалом,  не  веря  в  способности  детей  самостоятельно  что-то  усвоить. Но  иные  учителя  самостоятельной  работой  учащихся  злоупотребляют,  практически  не  беря  на  себя  усилие  по  объяснению  хотя  бы  части  материала.  Есть  уроки  и  вопросы,  в  которых  ученики  не  в  силах  самостоятельно  разобраться. Точнее  они  могут  понять,  но по-своему,  и  потом  придется  потратить  время  на  исправление  их  неправильного  представления  конкретного  пункта.  Но  есть  и  такой  материал,  с  которым  дети  могут  справиться  с  легкостью.  За  годы  работы  в  школе  я  экспериментировала  в  данном  направлении,  и  пришла  к  выводу,  что  самостоятельная  работа  должна  присутствовать  на  каждом  уроке,  но  может  охватывать  лишь  часть  нового  материала. Более  сложные  вопросы именно  учитель  должен  объяснить  детям, но  не  весь  материал.  Дети  получают  удовольствие  от  того,  что  хоть  какую-то  часть  новых  знаний  добывают  самостоятельно.  А  от  объяснений  учителем  всего  нового  материала  они  утомляются  и  теряют  интерес  к  уроку.
   Приложения  к  книжке  раскрывали  варианты  написания  планов-конспектов  к  различным  типам  уроков. Обидно,  что  в  качестве  примера  были  планы-конспекты  лишь  по  курсу  истории  для  5-го  класса.  Копировать  данную  форму  написания конспектов  не  собираюсь,  хотя  отметила  для  себя  моменты,  которые  можно  позаимствовать.
   В целом осталась  очень  довольна  прочтением  данного  пособия. В  ней  были  подняты  актуальные  проблемы  современного  урока.  Возможно  успех  брошюры  в  том,  что  написана  учителем-практиком,  а  не  кабинетным  методистом-теоретиком.


Источник: http://teacher-site-25.ucoz.ru/publ/59-0-0-0-1
Категорія: Методика навчання | Добавил: teacher-site-25 (16.10.2010) W
Просмотров: 2595 | Рейтинг: 0.0/0