Ласкаво прошу до віртуального кабінету
вчителя історії Одеського НВК № 13
Бедікян Надії Іванівни
Головна » Статті » Про автора » Професійні інтереси |
Гражданское образование
Концепция о гражданском образовании школьников появилась еще в самом конце 90-х годов. Я тщательно собирала все материалы на эту тему. От друзей мне досталась книга по гражданскому образованию в России, и я всю ее отсканировала. И уже где-то зимой 2002 года я попала на семинар по курсу гражданского образования, что проводился от Института усовершенствования учителей. Предлагалось тем, кто этот курс согласен как факультативный у себя ввести, выделить даже учебники.
Я добилась внесения этого факультативного курса в учебный план на следующий год и получила учебники. Часы распределили между коллегами кафедры. Большая часть досталась мне.
Но просто занятия проводить было не очень интересно. Даже в концепции говорилось, что гражданское образование можно вводить четырьмя путями. И один из них - организация школьной жизни по принципам демократии, то есть через школьное самоуправление. И уже с 2003-2004 года я за это дела взялась всерьез, ххотя по своим должностным обязанностям и вовсе этим заниматься не должна была.
Как-то в руки попали материалы из России о проведении там в форме длительной роевй игры "Демократическая республика" программы вовлечения и обучения в игре детей всем навыкам политической и гражданской жизни в обществе. Опираясь на сценарий этой игры я разрабатывала свои модели самоуправления в школе.
Я проводила в школе выборы лидеров самоуправления и парламента, пыталась проводить заседания парламента с обсуждением планов и законопроектов. Только вот не всегда это удавалось в полной мере. Не всегда дети собирались, не всегда проявляли заинтересованность и ответственность. Да и из взрослых мало кто-либо реально помагал. Иногда я даже отчаивалась, но потом снова что-то видоизменяла в структуре и формах, и продолжала эту деятельность.
Мы так долго мечтали о радиоузле, чтоб можно было информировать всю школьную общественность о планируемых и проводимых делах. Но наши мечты не поддерживались администрацией. На словах они были заинтересованы в продвижении этого дела. Но реальной помощи не ощущалось. За почти пять лет такой моей деятельности нам даже комнаты для сбора актива не выделили.
А ведь я еще организовала подготовку и издание номеров школьной газеты от нашего самоуправления.
Но окончательно от всего отказалась в прошлом году, так как не дождалась никакой помощи, даже напротив. Когда у меня вдруг резко изменились обстоятельства личной жизни, и я лишь весной свернула всю свою энергичную деятельность по самоуправлению, то в начале лета получила такой разгон от администрации, что мол вообще ничего не делала и плохо работала. Было жутко обидно слышать такие слова. Ведь в тот год мы с самоуправлением наконец-то создали школьный сайт.
Моя личная жизнь слишком быстро оборвалась. Но уже от обида на несправедливые обвинения я в начале этого учебного года принципиально не взялась за школьное самоуправление и школьное издательство. И от школьного сайта отошла. Некоторые из активистов об этом жалеют.
Без меня смогли провести только объявленные обязательными по городу выборы в Молодежный совет города, организовав на это официально через приказ приличное количество учителей. А я справлялась в свое время без приказа, и в год проводила параллельно и городские и школьные выборы. Дети сами писали предвыборные программы, делали плакаты и листовки, выступали перед избиратлями. В избирательной комиссии работали сами ученики. Что у нас не получалось, так это организовывать и проводить реальные дела. Собраь хотя бы половину детей еще удавалось, а вот сподвигнуть на реальные дела - не всегда. Хотя кое-счто все же удавалось.
Причина была и в том, что я все же была учителем, и на такую самоуправленческую деятельность у меня порой не хватало ни времени, ни сил, ни полномочий. Ведь такая работа входила в прямые обязанноости завуча по воспитательной работе или педагога-организатора. А я ни тем ни дугим не была. В прошлом году организовала даже школу актива и провела не менее пяти занятий. Просто я не люблю работать на показуху. Поэтому моя деятельность не всегда была заметна начальству.
Но далеко не во всех школах удавалось проводить и такую деятельность.
И вместо благодарности этим летом я получила взбучку от всей администрации школы.
Хотелось даже уйти. Но решила остаться и переломить ситуацию. Просто своим упрямством.
Все было перепоручено другим: и выборы, и самоуправление, и выпуск школьной газеты. Но не почувствоала я выборов школьного самоуправления, не увидела ни одного номера школьной газеты. Но я не стала засучивать рукава, чтобы исправить положение. Просто в этом учебном году все силы и время я направила в другое творческое дело - в подготовку уроков-презентаций для всех своих параллелей классов, в которых я веду историю.
Но это уже связано с другими профессиональными интересами и достижениями.
| |
Просмотров: 597 | |